Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные об использовании россиянами видеохостинга YouTube. Более половины россиян смотрят видео на YouTube. Чаще всего — музыкальные и художественные видеоролики.
Портрет аудитории YouTube
Цифровизация тесно проникла в досуг современных россиян. Всё чаще наши соотечественники проводят время на интернет-ресурсах и развлекательных платформах. Более половины опрошенных (58%) являются пользователями видеохостинга YouTube — сайта с видеороликами и различным видеоконтентом. Четверть россиян пользуются им практически ежедневно — 25%, а каждый пятый (19%) — несколько раз в неделю. Не реже нескольких раз в месяц используют YouTube 8% респондентов, не менее одного раза в полгода — 7%. Не пользуется сервисом каждый пятый россиянин (20%), что сопоставимо с долей тех, кто в целом не пользуется Интернетом (22%).
Чаще пользуются YouTube мужчины (67%), причем треть говорят, что используют видеохостинг ежедневно (33%). Также доля пользователей выше среди россиян младших возрастов: 18-24 лет (88%) и 25-34 лет (90%). Среди старших поколений использование YouTube распространено в меньшей степени, но охватывает более половины аудитории тех, кому от 35 до 44 лет (73%) и от 45 до 59 лет (51%). Среди пожилых сограждан старше 60 лет использует YouTube каждый четвертый — 25%.
Также популярен YouTube среди жителей обеих столиц (70%) и городов с населением 500-950 тыс. жителей (67%). Практически одинаковы доли пользователей видеохостинга среди жителей небольших населенных пунктов (100-500 тыс. человек) и городов-миллионников (61% и 60% соответственно), чуть меньше — среди проживающих в городах с населением до 100 тысяч (58%). Наименьшая доля использующих YouTube зафиксирована среди сельчан — 47%, что скорее связано с тем, что в силу географической протяженности нашей страны пока не везде присутствует покрытие сетью Интернет. В целом среди сельчан наиболее высока доля тех, кто не пользуется Интернетом (31%).
Для чего используем YouTube?
Россияне, прежде всего, приходят на YouTube за видео (53%). Популярно среди наших сограждан также ставить лайки (13%), подписываться на каналы авторов (12%), делиться видео с другими пользователями (7%), оставлять комментарии к просмотренному видео (6%). Загружают на сервис свои видео только 2% опрошенных.
Группу россиян, пользующихся видеохостингом, условно можно разделить на активных и пассивных пользователей. К пассивным относятся те, кто смотрит видеоролики и подписывается на YouTube-каналы разных авторов, а к активным — те, кто помимо этого совершает и иные дополнительные действия.
Таким образом, к группе пассивных пользователей можно отнести 43% аудитории YouTube, а 14% — к активным. Наивысшая доля активных пользователей фиксируется в возрастной группе 18-24 года (24%). Чуть ниже она среди 25-34-летних респондентов (20%). Несмотря на схожую вовлеченность в использование Интернета и непосредственно ресурса, эта группа чаще занимает более пассивную позицию, что может быть связанно с тематической направленностью большей части контента и различиями в восприятии информации между поколениями. В связи с распространением «клипового сознания» среди молодежи, вероятно, опрос несовершеннолетних россиян показал бы еще более высокую вовлеченность в использование ресурса. В контексте географического распределения активных пользователей их доля выше среди жителей городов-миллионников (21%) и обеих столиц (20%).
Какой контент самый популярный?
Наиболее популярный контент среди пользователей YouTube — музыкальные видео, фильмы, ролики, связанные с культурой и искусством (30%). Большую долю потребляемого контента составляют юмористические видео (23%). В сферу интересов россиян также входят видео, связанные с семьей, домом и воспитанием детей (16%), спортом или фитнесом (14%), общественно-политической жизнью (14%). В топ-10 — ролики о технике и технологиях (13%), путешествиях (13%), образовании (в том числе изучении языков) (12%), а также о красоте и здоровье (10%).
Таким образом, несмотря на развлекательную направленность видеохостинга, YouTube привлекает россиян, интересующихся и условно «неразвлекательным» контентом — темами саморазвития и образования, как физического, так и когнитивного.
Источник: ВЦИОМ